2011-02-13 17:32:00
Для многих народов, особенно кочевых, войлок был основным видом текстиля, служившим человеку на протяжении всей жизни. Люди рождались и умирали на войлоке, одевались в войлочную одежду, укрывали коней войлочной попоной. Войлок, согласно традиционным представлениям, оберегал от злых духов и вражеских сил, спасал от зноя и холода. Войлок изготавливали в основном из овечьей шерсти. Благодаря верхнему чешуйчатому слою (кутикуле) шерстяные волокна под воздействием горячей воды и пара способны сцепляться друг с другом, на чем и основан принцип войлоковаляния. Поскольку шерсть дикой овцы не имела кутикулы, первые войлоки могли появиться не раньше, чем была одомашнена овца. Поэтому начало истории войлока исследователи относят к 5-6 тыс. до н.э., когда были одомашнены также лошадь и собака, помогавшие пасти большие отары. Именно с этого времени войлоковаляние стало одним из основных занятий в хозяйственной деятельности многих народов. Самой ранней формой материи является нетканый текстиль, к которому можно отнести войлоки. Технология их производства была достаточно проста: шерсть укладывали слоями, при этом один из них включал орнаментальные композиции ковра, а другой слой служил его фоном. Затем шерсть смачивали мыльной горячей водой (мыло домашнего изготовления мелко крошили и растворяли в воде) и похлопывали ладонью, стараясь не сдвигать пласты. Такой процесс, называвшийся первичной валкой, являлся самым важным. Затем шерстяную массу завертывали в виде рулона и фиксировали веревкой. Очень важно, чтобы горячий водный раствор пропитывал все пласты равномерно, поэтому следовало не затягивать веревку слишком туго. При валянии сначала обливали шерстяную массу горячей мыльной водой, а под конец холодной. Первые войлоки выполняли из натуральной шерсти естественного цвета. Традиционно для их изготовления использовали шерсть, окрашенную естественными красителями. Полученные цвета должны были гармонировать между собой и быть устойчивыми к атмосферным влияниям и стирке, поэтому процессу окрашивания шерсти уделяли серьёзное внимание. Естественными красителями служили растения, которые, чтобы получить краситель нужного качества и цвета, собирали в конкретном месте в определенное время.
Носителями иранской техники изготовления войлока с использованием вкатанного узора были народы Средней Азии, которые и сегодня выполняют кошмы точно так же, как это делалось в древности. Излюбленными цветами туркменских войлоков были белый, красный и черный, а основным рисунком -стилизованный бараний рог. При этом узор выкладывали шерстью на циновке, которую скручивали, а затем приступали непосредственно к валянию кошмы. Пазырыкскую технику, получившую свое название от знаменитого войлока-занавеса, найденного в одном из Пазырыкских курганов, характеризует тончайшая ювелирная аппликация необыкновенно ярких цветов. Аппликация войлоком по войлоку и сегодня широко используется для декорирования изделий у многих народов. Вместе с тем, продолжает бытовать, например, в Бурятии традиция изготовления одноцветных войлоков, сплошь украшенных мелкой стежкой сухожильными нитями.
Славянские народы собственно войлоки не изготавливали. Зато им были знакомы так называемые полувойлоки -тканые и потом подвалянные материалы. Классическим результатом применения этой техники является сукно, из которого с давних времен делали верхнюю одежду. Использовали войлок и для покрытия головы. Так, головные уборы различных форм, изготовленные из овечьей шерсти, хорошо известны многим народам Поволжья и Приуралья. Мужские шляпы валяли домашним способом на деревянной болванке. В некоторых районах, например, в Оршанском, производство мужских шляп приобрело характер кустарного промысла.
На рубеже XX-XXI вв. и сегодня мастера, продолжая народные традиции, создают войлоки, не только удовлетворяющие утилитарным потребностям, но и являющиеся высокохудожественными образцами современного прикладного искусства.
Сегодня художники по войлоку пользуются всеми известными приемами изготовления войлоков и изобретают новые. Войлок рождает новые и неожиданные креативные решения - так, например, входят в моду войлочные аксессуары и украшения из войлока, войлочные картины.
Как сказал венгерский этнограф Иштван Видак, изучавший традиции войлоковаляния у разных народов и сам в совершенстве его освоивший:" Чтобы делать войлок, вам не нужно ничего, кроме рук человека и шерсти. Правда, нужно еще очень много труда." Но, пожалуй, именно этим и привлекательно искусство войлока.
Мы приглашаем Вас посетить мастер-класс в нашем Учебном Центре и ознакомиться с техникой мокрого валяния
Делаем бусы и цветок-брошку в технике мокрого валяния.
За время мастер-класса вы научитесь:
- Валять бусины из натуральной шерсти (сухое и мокрое валяние)
- Изготавливать бусины большие и маленькие, одинаковые
- Декорировать бусы различными нитями, волокнами
- Собирать бусины в бусы с добавлением различных элементов для бус.
- Валять ажурный цветок 3-х разных диаметров
- Собирать цветок, придавая ему нужную форму
- Декорировать цветок различными художественными элементами
Начальных знаний и умений не требуется.
Преподаватель - Черных Анна
Дата проведения - по мере набора группы (позвоните и запишитесь).
Место проведения - Новинский, 22, кабинет 101.
Продолжительность 5-6 ак. часов
Стоимость посещения - 900 рублей, включая все материалы. Сделанные украшения Вы сможете забрать с собой.
Спешите записаться и оплатить участие. Количество мест ограничено.
Запись на курсы по телефонам 691-93-22, 691-77-34 или через форму он-лайн записи