2011-01-19 20:18:00
На живописных холмах среди степного простора Днепропетровщины широко раскинулось село Петриковка. Голосистый красавец петух победно провещал утро - и трудовой день начался. Как хорошо вокруг! Весной зеленеет осока по берегам речки Чаплинки и белоснежной пеной покрываются вишневые садочки. Летом пламенеют на огородах маки, как заколдованный, поворачивает голову к солнцу подсолнух. Осенью же созревают в садах темно-синие гроздья винограда, а в балках на пожелтевших кустах калины рдеют гроздья ягод... Нет, не случайно село это издавна славится искусством орнаментальной росписи. Кажется, сама щедрая на краски украинская природа водит рукой петриковских мастеров, и вот один за другим ложатся яркие узоры на стены хат, на деревянные изделия, на бумагу и ткань... Петриковка основана запорожскими казаками в 1772 году -до сих пор сохранились тут следы военных укреплений <<редуктов» и старинные названия некоторых улиц по сотням. Факт немаловажный, особенно если учесть, что в отличие от других окрестных сел жители этой «казенной» слободы не знали крепостного гнета. Развитию народного искусства способствовало и другое обстоятельство: Петриковка была крупным торговым центром. Трижды в год здесь проходили большие ярмарки, на которых продавались расписные деревянные изделия: сундуки, сани, веялки, музыкальные инструменты, посуда. Кроме росписей по дереву, петриковские мастера славились своими вышивками, коврами и набивными тканями, и право, какие красивые домотканые штаны с цветочными узорами носили здешние парубки. А их вышитые цветами сорочки с большой узорчатой вставкой на груди!..
Да, здешний орнамент прежде всего растительный, преимущественно цветочный. Отсюда главные композиционные разновидности петриковской росписи: отдельный цветок (квiтка), веточка, букет, вазон с цветами, фриз и коврик. Часто к цветам присоединяют гроздья винограда или калины, рядом мастера охотно вкомпоновывают птиц. А вот животных и человека рисуют довольно редко. Характерным можно считать лишь профильное изображение девушки в национальном украинском наряде -вышитой сорочке,- корсетке и плахте с венком и лентами на голове.
Отражая в своем искусстве явления местной флоры и фауны, мастера не копировали природу, а творчески переосмысливали ее в соответствии с народным эстетическим идеалом. Именно так, многими поколениями художников, создавались полусказочные луковички, бурачки, кучерявки, а рядом с вполне реалистическими изображениями петухов и кукушек появились сказочные жар-птицы.
Народное искусство всегда символично. Символичны и многие мотивы петриковской орнаментики. Например, красные ягоды калины означают девичью красу, кукушка предсказывает, сколько предстоит прожить лет, петух знаменует наступление нового дня... Краски тоже обладают символическим значением: теплые - красные, оранжевые и желтые - передают радость бытия, а холодные - синие, фиолетовые и голубые - грусть, печаль.
С давних времен петриковские художники предпочитают контрастные цветовые сочетания, чаще всего красного и зеленого. Однако нынешние мастера, знакомые с завоеваниями профессиональной живописи, создают декоративные композиции с различными тональными решениями. Скажем, букеты осенних цветов пишут в красновато-золотистой гамме, а весенних - в голубовато-зеленой. Ажурной четкости рисунка, выполняемого без предварительного карандашного наброска, виртуозности его исполнения издавна достигали с помощью тончайшей самодельной кисточки из кошачьей шерсти. Теперь, правда, здешние художники нередко применяют обычные акварельные кисти, но прожилки на листьях по-прежнему выскабливают щепочками, а ягоды пишут просто пальцем.
В старину многие мастера готовили краски из сока растений, к примеру, зеленую - из травы пырея, синюю - из цветов подснежника, желтую - из луковой шелухи, оранжевую из коры молодых яблоневых побегов, красную и фиолетовую - из сока вишен и шелковицы... Употреблялись и такие естественные красители, как охра, сажа и глина, которые смешивали с молоком и яйцами. В наше время художники используют анилиновые и акварельные краски. Их разводят на желтке яйца, получая таким образом яичную темперу, которой пишут на бумаге. Такая техника сохраняет прозрачность акварельной живописи, сообщая ей необычайную яркость и сочность. Ну а деревянные изделия петриковские мастера расписывают темперой и масляными красками.
Надо сказать, что бумага для народного искусства Украины материал не новый. Еще в середине XIX века здесь отмечалось массовое появление вытынанок - вырезок и аппликаций из белой и цветной бумаги. В Петриковке они тоже бытовали, затем исчезли и вновь возрождаются в наши дни. В начале XX столетия петриковцы стали изготавливать бумажные малевки для украшения интерьера хаты. Вот эти-то яркие цветные листы и стали основой современной народной графики Украины.
Новый этап развития Петриковки, бурный расцвет здешнего искусства начался после Октябрьской революции. На выставке украинского народного творчества, показанной в Москве в 1936 году, произведения петриковских мастеров имели огромный успех. Некоторых участниц выставки наградили дипломами I степени, а Татьяне Пате и Надежде Белоконь было, кроме того, первым из петриковцев присвоено звание мастеров народного искусства УССР.
В 1936 году в Петриковке открылась школа декоративной росписи, в которой композицию орнамента как раз и преподавала Т. Пата. Своих учеников она наставляла внимательно наблюдать и чувствовать окружающую природу, передавать ее настроение в творчестве. Школа просуществовала до самой войны, ей обязано своими успехами целое поколение известных петриковских мастеров: Марфа Тимченко, Федор Панко, Василий Соколенко, Надежда Шулик, Пелагея Глущенко и многие-многие другие.
Выпускники школы начали работать в художественной промышленности. На Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе много красивых фарфоровых сервизов украсили петриковским орнаментом Марфа Тимченко, Вера Клименко-Жукова, сестры Вера и Анна Павленко. Причем, последняя и сегодня работает здесь вместе с дочерью Натальей.
К слову сказать, как и в старину, родственные связи в народном творчестве имеют большое значение. Ведь традиции в этом случае передаются особенно бережно, как говорят, «из рук в руки, из уст в уста». Потому в Петриковке немало художественных династий, рядом трудятся представители сразу нескольких поколений.
В 1958 году в селе начал работать филиал Днепропетровской детской художественной школы - композицию петриковского орнамента вели опытнейшие Ф. Панко и В. Соколенко. В том же году открылся цех подлаковой росписи. Петриковцы довольно быстро освоили технологию изготовления шкатулок и декоративных тарелок из прессованных опилок и новую для себя технику росписи. Производство постепенно расширялось -теперь это фабрика художественных изделий «Дружба», где работают многие выпускники детской художественной школы. А ядро творческой группы составляют заслуженные мастера: Владимир Глущенко, Анна Самарская и Василий Соколенко. Последний, как главный художник, разрабатывает формы точенной из дерева посуды. Продукция фабрики известна во многих странах мира.
В 1970 году в Петриковке появилось еще одно предприятие -экспериментальный цех петриковской росписи, художественное руководство которым взял на себя все тот же неутомимый Федор Панко. Сегодня здесь создают декоративные росписи на бумаге, расписывают точенные из дерева тарелки и вазы, наборы для фруктов, кружки, ложки и яички-сувениры. А недавно стали пробовать силы в росписи металлических подносов, фаянсовых облицовочных плиток и фарфоровой посуды.
Сам Панко в своей тематической станковой росписи развивает традиции народной картинки, широко бытовавшей на Приднепровье в XIX столетии. Прежде всего это серия композиций под общим названием «Легенда о петриковской вишне», повествующая о гибели от руки ордынских завоевателей молодых влюбленных Остапа и Оксаны, на могиле которых выросла знаменитая петриковская вишня. Мастер написал также портреты В. И. Ленина, Т. Г. Шевченко и своей учительницы Т. Паты -явление новое в петриковском искусстве. Художник вообще живо откликается на темы современности, создает панно, плакаты и открытки. Немало сил отдает он возрождению характерной для старой Петриковки деревянной посуды, мебели и женских украшений, но не копирует традиционные образы, а создает качественно новые.
В цехе работают еще два заслуженных мастера народного творчества УССР - Надежда Шулик и Андрей Пикуш, а также многочисленные ученики Панко. Художники много работают над специальными заказами - настенной росписью интерьеров общественных зданий, например Дома художника и гостиницы «Лыбедь» в Киеве, и оформлением зарубежных выставок, организованных Торговой палатой УССР. Они постоянные участники республиканских, всесоюзных и зарубежных смотров. Только за последние годы петриковской росписью любовались во многих городах Канады, Японии, Франции, Венгрии, Испании, ФРГ, Нидерландов.
Да, самобытное, жизнеутверждающее искусство украинского села завоевывает симпатии зрителей сразу и навсегда. И не будет преувеличением сказать: сегодня его знает весь мир.
Н. ГЛУХЕНЬКАЯ,
кандидат искусствоведения
На рисунках:
- П.Глущенко. Хмель. Бумага, яичная темпера. 1972.
- Ф. Панно. Совы. Бумага, яичная темпера. 1973
- Скрыня XX века. (сундук) с петриковской росписью. Начало XX века.
- В. Статива. Жар-птица. Бумага, яичная темпера. 1977.
- М.Кравец.Три цветка. Бумага, яичная темпера. 1974.
- В.Павленко. Маки. Бумага, яичная темпера, 1982